ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕК
· Система хранит не только данные (то есть документы), но и метаданные, т.е. «Данные о данных» (о содержании документов и их структуру);
· Система хранит данные различного типа (текст, изображение, видео) и может подавать данные в различных форматах (HTML, PDF и т. п.);
· Данные хранятся в структурированном и систематизированном виде; · Система каталогизирует всю сохраненную в ней информацию по единому унифицированному формату;
· Существуют различные способы доступа к данным - просмотр, поиск, импорт, экспорт.
Различные взгляды на понятие ЭБ вызывают и различные его толкования. Так М. Ю. Кадемия дает следующие определения понятия электронная библиотека - это:
· Совокупность электронных книг, размещенных на одном или нескольких сетевых серверах;
· Программный комплекс, обеспечивающий возможность накопления и предоставления пользователю на основе средств ИКТ полнотекстовых электронных информационных ресурсов, обеспечен собственной системой документирования и безопасности. Авторы проекта концепции электронной библиотеки Национальной академии педагогических наук Украины отмечают, что электронная библиотека - распределенная
информационная система, позволяющая накапливать, надежно хранить и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных полнотекстовых документов, доступны в удобном для пользователя виде через глобальные сети передачи данных.
ЭБ состоят из компонентов. Основными компонентами ЭБ является сервис и информационные ресурсы. Сейчас большинство ЭБ тематические. Наиболее распространенными являются научные и образовательные электронные библиотеки. В ходе исследования особенностей работы таких библиотек мы рассмотрели следующие критерии оценки: цель создания, свойства и функциональные возможности научных и образовательных библиотек.
Основной целью создания научных ЭБ является обеспечение научных исследований, предоставление ученым возможности эффективного доступа к информационным ресурсам, в частности:
· Создание новых технологий научных исследований, эффективного инструментария для их проведения;
· Представление результатов научных исследований широкому кругу ученых;
· Предотвращение потери научных коллекций для будущих научных работников; · Обеспечение возможности научного сотрудничества как на региональном, национальном, так и в международном уровне.
Область использования научных ЭБ не ограничивается обеспечением научных исследований. Большинство дисциплин в вузе,
основываются на последних современных научных исследованиях. Следовательно, научные ЭБ представляют интерес и в учебной деятельности. Именно это дает возможность определить круг пользователей научных ЭБ - от студентов (независимо от направления подготовки и квалификации) до преподавателей и научных сотрудников.
Ныне научные ЭБ охватывают практически все области науки. Проанализировав некоторые научные ЭБ [7, 13, 14, 15], можно выделить:
· ЭБ журнал или группы журналов;
Другие статьи по теме:
- Аппаратное обеспечение САПР- Гаджет на каждый день
- Информационные системы, как основа деятельности предприятия
- Производитель элитных телефонов vertu анонсирует модель vertu constellation t
- Совершенствование НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Добавить комментарий: