ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕК
Суть исследования - проанализировать специфику формирования электронных библиотек и определить особенности функционирования научных и образовательных электронных библиотек (ЭБ); уточнить базовое понятие исследования «электронная библиотека».
Появление новых ЭБ, увеличение числа сохранившихся у них документов и повышения качества ресурсов и сервисов, которые они предоставляют, способствует развитию науки, облегчает, а иногда просто открывает единственный возможный доступ к источникам данных для человека, который может представить плоды своей деятельности для широкой аудитории. В наше время, нет универсальной ЕБ, которая бы поддерживала все требования и ожидания пользователей и групп пользователей. Сейчас существует большое количество систем в области ЭБ, которые варьируются от систем репозиторий (хранилищ) до сложных систем, основанных на новых технологиях. Анализ библиотечных систем [21, 22] показывает их разнородность на нескольких уровнях:
· На уровне информационной модели, которую они обеспечивают;
· На уровне архитектуры, которую эти системы поддерживают;
· На уровне поддержки (и групп пользователей);
· На уровне функциональных возможностей ЭБ.
Вследствие этой гетерогенности оказывается очень сложно интегрировать ЭБ, сравнивать, не говоря уже об оценке или эталонное тестирование таких систем [21]. Рассматривая уровень информационного пространства системы обычно сосредоточиваются на специальных типах объектов и коллекций. Это также справедливо для функциональных возможностей, которые предоставляет ЭБ. Поскольку системы ЭБ относятся к классу информационных систем, описание которых, как правило, включает информационную, пользовательскую и функциональную составляющую, предполагается, что в конечном варианте модель будет включать все три составляющие [17].
Стремительное развитие электронных цифровых технологий во многом изменил направление деятельности библиотек и радикально изменился взгляд на библиотеку в современном мире. Все чаще в научных источниках используются понятия: электронные информационные ресурсы, цифровые документы, электронные библиотеки.
Новые системы ЭБ, существующих в наше время, характеризуются такими ключевыми особенностями [11, c. 32-48]:
· Прежде всего это информационные системы, т.е. системы хранения, обработки и передачи данных;
· Во-вторых, это системы, поддерживающие именно электронные документы (Ресурсы) различного типа;
· И, наконец, важным моментом современного понятия ЭБ является то, что такие системы работают в глобальных информационных сетях передачи данных.
По мнению П. М. Лаппо и А. В. Соколова, объединившие общее в существующих определениях посвященных электронным библиотекам:
· Электронная библиотека не является единым целым;
· Электронной библиотеке присуща технология для связи ресурсов многих ЭБ и информационных служб;
· Электронная библиотека, состоящая из многих ЭБ и информационных служб, «прозрачна» для конечного пользователя;
· Цель создания электронной библиотеки - и обеспечения универсального доступа к данным и информационным службам;
· Фонды электронной библиотеки не исчерпываются только идентификаторами документов-объектов, они содержат электронные объекты, которые не могут быть представлены или распространяться в печатной форме.
Другие статьи по теме:
- Дисковая ос (dos)- range rover evoque
- Журнал "Информационные технологии. Аналитические материалы"
- ПРИНЦИПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
- Совершенствование НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Добавить комментарий: