ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
В профессиональной деятельности педагог часто выполняет задания исследовательского характера: анализ ситуаций, возникающих в учебном или воспитательном процессе;
выделение и осознание проблем; осуществление диагностических мероприятий в работе с учащимися; оценки степени полезности и эффективности технологий, методов и
приемов, избранных для решения конкретной педагогической проблемы или исследовательского задания; накопление и анализ информации о воспитанников, учеников,
их родителей, их образовательный и социальное пространство; поиск средств активизации познавательной и самостоятельной деятельности учащихся, разработка и внедрение в своей профессиональной деятельности инноваций. Для выполнения указанных профессиональных задач исследовательского характера
педагог должен осознавать возникающие проблемы, формулировать исследовательские задачи, разрабатывать гипотезы, планировать проведение исследований, выполнять
исследовательские действия, анализировать полученные данные и оценивать результаты исследований. Степень выполнения таких профессиональных задач исследовательского характера и определяет его профессиональную компетентность.
Анализ научных источников, опыта осуществления исследовательской работы учительскими коллективами [2] позволяет утверждать, что организация исследовательской
деятельности учителя вызывает ряд трудностей. Такие трудности могут быть связаны как с недостаточностью практического опыта, так и со сложностями в выборе направления
исследовательского поиска и во время выделения вопросов проблемного характера. Вместе с тем, современные компьютерные технологии предоставляют новые возможности для организации и проведение собственного исследования. Следует отметить, что в настоящее время учителя должны определенный уровень владения информационно-коммуникационными технологиями в профессиональной деятельности, но опыт применения информационно-коммуникационных технологий для осуществление собственного исследования является единичным и недостаточно освещенным в публикациях.Рассмотрим, как именно информационно-коммуникационные технологии могут применены на различных этапах осуществления исследовательской деятельности. Начальный этап педагогического исследования является выделение проблематики исследовательского поиска, определение объекта, предмета, целей и задач исследования. Причинами возникновения трудностей при осуществлении этого этапа могут быть: отсутствие опыта исследовательской деятельности, удаленностью школы от научно-методических центров, отсутствием в школе квалифицированных учителей-предметников, ведущих исследования в
аналогичной предметной области или имеют схожие проблемы. Современные коммуникационные технологии могут помочь в преодолении этих трудностей. В частности, привлечение
учителей к обсуждению проблемных вопросов во время участия в педагогических Интернет- сообществах (intergu.ru, pedsovet.su, www.it-n.ru), тематических блогах (ped-portal.ru/blog, blog-ikt.ru), форумах (www.mno.ru / forum, www.scientific.ru, eureka.ok.club.org) и чатах. Такие формы Интернет-общения предоставляют возможность участникам определиться с собственной темой, присоединиться к существующих исследовательских проектов, обратиться за помощью к коллегам в осуществлении педагогического исследования.
Другие статьи по теме:
- В Британии выпустили золотой ipad стоимостью $ 1,2 млн- Программа специального назначения в обучение студентов информатических специальностей
- Технология imax
- Версии dos
- Разработка и внедрение дополнительных подсистем в стандартную конфигурацию системы 1С: Бухгалтерия
Добавить комментарий: